01.10.2012

Регистрация ККТ

Контрольно-кассовая техника, используемая организациями и предпринимателями при осуществлении расчетов, должна быть зарегистрирована в установленном порядке (ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Органы, осуществляющие регистрацию ККТ

По общему правилу регистрация ККТ осуществляется в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства предпринимателя. Если ККТ будет использоваться обособленным подразделением организации, регистрация должна производиться налоговым органом по месту нахождения этого подразделения (п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – Положение)).

Если организация имеет несколько обособленных подразделений, подведомственных разным налоговым инспекциям, то вся ККТ может быть зарегистрирована в одной из инспекций (письмо ФНС России от 10.06.2011 № АС-4-2/9303@).

Обратите внимание, что в силу специфики деятельности организация может регистрировать резервные ККТ в общем порядке (письмо УФНС России по г. Москве от 11.03.2011 № 17-15/022525).

Процедура регистрации ККТ

Регистрация ККТ осуществляется на бесплатной основе (п. 33 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н (далее - Регламента)).

Процедура регистрации составляет 5 рабочих дней с даты представления всех необходимых документов и состоит из следующих этапов (п. 23и п. 47 Регламента).

Этап 1. Подача документов пользователем или его уполномоченным представителем

Для регистрации ККТ необходимо подать заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.

Обратите внимание, что на Интернет-сайте ФНС России размещено программное обеспечение, позволяющее сформировать и заполнить это заявление в электронном виде.

К заявлению необходимо приложить (п. 15 Положения и п. 25 Регламента):

  • паспорт ККТ;
  • договор о технической поддержке ККТ.

Договор может быть заключен только с поставщиком ККТ или центром обслуживания (п. 12 Положения и п. 25 Регламента).

Минфин России указывает, что приведенный перечень документов, необходимых для регистрации ККТ, является исчерпывающим (письмо от 10.02.2010 № 01-02-03/03-41).

Обратите внимание, что законодательством не оговаривается, должны ли представляться оригиналы документов или их копии. Однако из анализа норм п. 15 Положения и п. 25 Регламента можно заключить, что представляются оригиналы документов.

Пользователь ККТ или его уполномоченный представитель могут направить заявление и необходимые документы почтовым отправлением, с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (п. 2и п. 27 Регламента).

Датой представления заявления считается дата его регистрации в территориальном налоговом органе (п. 23 Регламента). При этом заявление, поданное в налоговый орган, регистрируется в день его получения (п. 35 Регламента).

Отметим, что Регламент не содержит указания на тот факт, что представитель должен подтверждать свои полномочия документально. Однако данная обязанность следует из норм законодательства.

Необходимо иметь в виду, что налоговый орган не может отказать в приеме документов, подаваемых для регистрации ККТ (п. 29 Регламента).

Этап 2. Рассмотрение представленных документов в налоговом органе

При рассмотрении документов специалист налогового органа проверяет соответствие сведений, указанных в заявлении, той информации, которая содержится в прилагающихся к нему документах, а также информации, имеющейся в распоряжении налогового органа (п. 56 Регламента).

Если пользователь (его представитель) подал комплект документов, которые оформлены с нарушением установленного порядка, то налоговый орган обязан уведомить его об этом не позднее дня, следующего за днем регистрации заявления и представленных документов. При этом уведомление должно быть направлено способом, подтверждающим его получение (п. 57 Регламента).

Указанные недостатки должны быть устранены пользователем ККТ в течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения уведомления (п. 58 Регламента).

В случае неустранения выявленных недостатков пользователю (его представителю) вручается лично или направляется почтовым отправлением уведомление об отказе в регистрации ККТ. К этому уведомлению прилагаются представленные для регистрации документы. Уведомление должно быть вручено или направлено почтой не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов (п. 59, п. 90, п. 91 Регламента).

Этап 3. Осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализация

Отметим, что Регламент не содержит указания на способ согласования с пользователем ККТ даты и места проведения осмотра ККТ (ранее согласование производилось по телефону). Однако, учитывая положения п. 8 Регламента,время и место проведения осмотра ККТ согласовывается по телефону, по электронной почте или на личном приеме.

При проведении осмотра ККТ обязательно присутствует заявитель. Осмотр проводится должностным лицом налогового органа совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО. При осмотре ККТ, входящей в состав платежного терминала, должностному лицу должен быть обеспечен доступ к данной ККТ (п. 63 Регламента).

При проведении осмотра специалист налогового органа проверяет (п. 63 Регламента):

  • исправность ККТ;
  • целостность корпуса ККТ;
  • наличие на корпусе ККТ марки-пломбы, знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";
  • наличие идентификационного знака, содержащего наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении контрольно-кассовой техники, выпущенной после утверждения образца идентификационного знака).

При обнаружении неисправности ККТ либо отсутствия марки-пломбы, идентификационного знака, средств визуального контроля, регистрация ККТ не производится.

В этом случае пользователю ККТ (его представителю) выдается лично или направляется почтовым отправлением уведомление об отказе в регистрации ККТ с приложением поданных документов. Уведомление должно быть вручено или направлено почтой не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и документов (п. 64, п. 90, п. 91 Регламента).

Кроме того, при проведении осмотра должностное лицо налогового органа проверяет документы, удостоверяющие право специалиста поставщика или ЦТО на выполнение технического обслуживания и ремонта регистрируемой модели ККТ, а также заводские номера ККТ (п. 65 Регламента).

После осмотра ККТ проводится ее опломбирование маркой-пломбой установленного образца, фискализация (включение фискального режима), а также активация накопителя фискальной памяти (п. 66 Регламента).

После фискализации специалист налогового органа проверяет наличие на распечатанных кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования ККТ. Кроме того, он проверяет соответствие кассовых чеков требованиям, установленным законодательством РФ. В ходе проверки для подтверждения факта эксплуатации контрольно-кассовой техники в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах (п. 67 Регламента).

Этап 4. Непосредственно регистрация ККТ

Специалист налогового органа вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета контрольно-кассовой техники, ведущуюся территориальным налоговым органом, и делает отметки в паспорте и учетном талоне ККТ. При этом паспорт и учетный талон подписываются этим специалистом и заверяются печатью налогового органа (п. 15 Положения, п. 70 Регламента).

После этого пользователю ККТ (его представителю) выдается учетный талон, карточка регистрации ККТ, подписанная руководителем налогового органа и заверенная печатью, а также возвращается комплект документов, полученных для регистрации.

Кроме того, специалист, проводящий регистрацию, заверяет журнал кассира-операциониста, представленный пользователем ККТ или его представителем (п. 72 Регламента).

 Основания для отказа в регистрации ККТ*

Законодательством предусмотрен перечень оснований, по которым налоговый орган может отказать в регистрации ККТ. А именно (п. 31 Регламента):

  • представление заявления и документов в ненадлежащий территориальный налоговый орган;
  • представление документов, оформленных в неустановленном порядке, в случае если пользователь ККТ или его представитель не устранили недостатки;
  • предоставление неполного комплекта документов;
  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр или исключенной из него;
  • истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ;
  • предъявление ККТ, находящейся в розыске;
  • обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля;
  • необеспечение доступа к ККТ, в том числе необеспечение доступа к ККТ в составе платежного терминала (банкомата);
  • неявка заявителя в согласованное с территориальным налоговым органом время к месту проведения осмотра ККТ.

Данный перечень следует трактовать как исчерпывающий (письмо Минфина России от 10.02.2010 № 01-02-03/03-41).

В указанных случаях пользователю ККТ или его представителю выдается лично или направляется почтовым отправлением уведомление об отказе в регистрации ККТ с приложением поданных документов. Уведомление должно быть вручено или направлено почтой не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и документов (п. 90, п. 91 Регламента).

Читайте также:

Перерегистрация ККТ

Снятие ККТ с регистрации



Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.