Доходы высококвалифицированного специалиста должны быть не менее 2 млн рублей за один год, а не за меньший промежуток времени
Решение Верховного Суда РФ от 16.10.2012 № ГКПИ12-1250
Ситуация
Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 утвержден Административный регламент, который устанавливает порядок выдачи заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В пп. 1 п. 136.25 и пп. 1 п. 136.27 этого регламента указано следующее. Если зарплата (вознаграждение) высококвалифицированного специалиста окажется менее двух миллионов рублей за период, не превышающий год, то:
- срок действия разрешения на работу этому специалисту не продлевается;
- выданное ему разрешение на работу аннулируется ФМС России.
Позиция истца
Истец считает, что вышеуказанные подпункты противоречат пп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Этим законом установлено, что зарплата (вознаграждение) высококвалифицированного специалиста должна быть не менее двух миллионов рублей из расчета за один год (365 календарных дней). В то время как Административный регламент позволяет брать для расчета меньший промежуток времени.
Позиция ответчика
Ответчик с мнением истца не согласился.
Позиция суда (решение в пользу истца)
Суд напомнил, что ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ установлен особый порядок получения разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан. Из пп. 3 п. 1 этой статьи следует, что размер зарплаты высококвалифицированного специалиста должен быть не менее двух миллионов рублей за один год. Следовательно, спорные подпункты Административного регламента, которые предусматривают получение зарплаты в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года, не соответствуют указанному закону. А такая неоднозначность правовых норм ведет к возможности их произвольного применения.
Кроме того, суд отметил, что пп. 1 п. 136.27 Административного регламента устанавливает дополнительное основание для аннулирования разрешения на работу, которое законом не предусмотрено.
На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что пп. 1 п. 136.25 и пп. 1 п. 136.27 Административного регламента подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Рекомендации
Со дня вступления в силу решения ВС РФ от 16.10.2012 № ГКПИ12-1250 миграционные органы не вправе будут отказывать в продлении разрешения на работу и аннулировать это разрешение, если доходы высококвалифицированного специалиста будут менее 2 млн. рублей за период менее года, но из расчета за год превысят эту сумму.