Премии за объем закупок и за присутствие товаров в магазине не облагаются НДС
Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11
Ситуация
Организация-покупатель, которая ведет торговлю через широкую сеть розничных магазинов, получала от поставщиков несколько видов премий.
Прогрессивная стимулирующая премия (премия за объем закупок) рассчитывалась в процентах от общей стоимости купленных за год товаров, превышающей определенную договором сумму. Кроме того, все поставщики выплачивали процент от стоимости всех купленных товаров – это премия за присутствие товара в магазине. Данные выплаты налогоплательщик-покупатель не облагал НДС.
Позиция налогового органа
Инспекция посчитала, что данные суммы являются платой за услуги, оказанные покупателем, и увеличивают его налоговую базу по НДС.
Позиция суда (решение в пользу налогоплательщика)
Суд указал, что выплаченные за определенный период премии не являются платой за услуги, оказываемые покупателем, а уменьшают итоговую стоимость товаров.
В свою очередь, это является основанием для уменьшения покупателем ранее заявленных вычетов. Включать данные суммы в налоговую базу по НДС неправомерно.
Аналогичные выводы
Письмо Минфина России от 13.12.2010 № 03-07-07/78
Письмо ФНС России от 01.04.2010 № 3-0-06/63
Письмо УФНС России по г. Москве от 06.04.2010 № 16-15/035737
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 № А27-8497/2009
Противоположные выводы
Письмо ФНС России от 21.03.2007 № ММ-8-03/207
Рекомендации
Покупатель при получении премий от продавца должен делить их на те, которые связаны с его встречными обязанностями, и те, которые не связаны с ними.
Например, действия по приоритетной выкладке и иные меры, направленные на привлечение внимания к продукции поставщика, можно квалифицировать как услугу покупателя. Премии и бонусы, выплаченные за подобные действия, облагаются НДС.
Если же выплата премий не предусматривает никаких дополнительных обязательств покупателя, кроме собственно покупки (например, прогрессивная скидка за объем), то такие суммы в базу по НДС не включаются. При этом в договоре поставки необходимо избегать формулировок о том, что выплата премий и бонусов влечет за собой какие-либо встречные обязанности покупателя.