15.09.2009

НДФЛ - новые "льготы" для физических лиц

В июле текущего года был принят очередной "ежегодный" пакет законов, вносящих изменения в налоговое законодательство (читайте комментарии на стр. 4, 12). Наиболее многочисленные изменения коснулись главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. И.А. Баймакова, эксперт по вопросам налогообложения, комментирует эти изменения, а также те, которые были приняты еще весной.

Содержание статьи:
Льготы для покупателей собственного жилья и земли

Изменения в порядок исчисления НДФЛ, внесенные Федеральными законами от 19.07.2009 № 202-ФЗ и от 24.07.2009 № 213-ФЗ, не первые в этом году. Еще в апреле и июне 2009 года были приняты три федеральных закона, внесшие изменения в статьи 217 и 219 НК РФ:

  • Федеральный закон от 28.04.2009 № 67-ФЗ;
  • Федеральный закон от 03.06.2009 № 117-ФЗ;
  • Федеральным законом от 03.06.2009 № 120-ФЗ.

Изменения в главу 23 НК РФ коснулись формирования доходов в виде материальной выгоды, доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, предоставления социальных и имущественных вычетов.

Наиболее существенные изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ, затронули налогоплательщиков, приобретающих жилье. При этом новшества, вступление которых предусмотрено с 1 января 2010 года, касаются как порядка формирования дохода в виде материальной выгоды, так и предоставления имущественного вычета.

Напомним, что в соответствии со статьей 212 НК РФ к доходам, учитываемым при формировании налоговой базы по НДФЛ, относится материальная выгода, в том числе полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами. В отношении данного вида материальной выгоды подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ предусмотрен ряд исключений. Например, рассматриваемой статьей предусмотрено, что не образуются доходы, учитываемые при формировании налоговой базы по НДФЛ, в части материальной выгоды в отношении процентов по кредитным (заемным) средствам, предоставленным на новое строительство либо на приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Внесенными изменениям законодателями предусмотрено, что "исключения" распространяются также на проценты по кредитам, предоставленным для индивидуального строительства, а также земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них. Данное изменение является важным, так как стоимость земельного участка в "престижных" районах зачастую превышает стоимость строений на нем.

Не остался в стороне и порядок предоставления имущественного вычета. Соответствующие изменения внесены в статью 220 НК РФ. Начиная с подачи декларации за 2010 год в сумме расходов, понесенных на приобретение/строительство жилья, налогоплательщики смогут учесть не только расходы на само жилье, но и расходы на приобретение земельных участков, используемых для жилищного строительства. Стоит отметить, что предоставление имущественного вычета в связи с приобретением земельного участка возможно только после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом. Т. е. одного факта приобретения земельного участка недостаточно для получения права на вычет. Изменения, внесенные в НК РФ, в отношении операций по рефинансированию (перекредитованию) займов, назвать иначе как антикризисными сложно. Данный вид операций в современных условиях представляет повышенный интерес, как для банков, так и кредиторов. Кредитная организация заинтересована в возврате и получении дохода от предоставленных в кредит средств, а кредитор-физическое лицо - в сохранении жилья и возврате заемных средств на наиболее выгодных и приемлемых для него условиях. Внесенными изменениями предусмотрено, что не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство или приобретение жилья. Кроме того, проценты, уплаченные по договору рефинансирования (перекредитования), могут быть учтены при формировании имущественного вычета (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Нельзя упустить из вида еще три существенных изменения:

  1. Не признается доходом в целях исчисления НДФЛ материальная выгода, полученная от экономии на процентах только в отношении заемных (кредитных) средств, предоставленных банками, находящимися на территории РФ, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты. Ранее ограничения в отношении исключительно банков, находящихся на территории РФ, в НК РФ отсутствовало.
  2. При расчете размера имущественного вычета налогоплательщик вправе заявить расходы на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным не только от российских организаций, но и индивидуальных предпринимателей.
  3. В фактические расходы на приобретение квартиры, комнаты, доли (долей) в них или прав на квартиру, комнату в строящемся доме могут дополнительно включаться не только расходы на ремонт приобретенного жилья, но и расходы на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

Таким образом, с учетом внесенных изменений созданы более благоприятные условия для налогоплательщиков в части приобретения земельных участков под жилищное строительство, а также в отношении операций по рефинансированию (перекредитованию) займов. Следует учесть, что расходы на уплату процентов по кредитам на приобретение земельных участков и по операциям по рефинансированию (перекредитованию) при определении размера имущественного вычета подлежат учету сверх установленного ограничения в 2 000 000 руб.

Изменение перечня доходов, не подлежащих налогообложению

Статья 217 НК РФ является одной из наиболее важных в главе 23 НК РФ, так как именно в ней определены виды доходов, не подлежащих налогообложению. Рассматриваемыми изменениями внесены следующие новшества в статью 217 НК РФ.

  1. Федеральным законом от 28.04.2009 № 67-ФЗ включены в перечень доходов, не подлежащих налогообложению средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 42 статьи 217 НК РФ).

    Действие данного закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

    Напомним, что размер компенсации определен пунктом 1 статьи 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" и составляет:

    • на первого ребенка 20 % размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении;
    • на второго ребенка - 50 %;
    • на третьего ребенка и последующих детей - 70 % размера указанной родительской платы.

    Порядок выплаты компенсации определяется органами государственной власти субъектов РФ. Преимущественно компенсация перечисляется на счет одного из родителей, открытый в отделении Сбербанка РФ, на основании заявления о предоставлении компенсации.

  2. Федеральным законом от 03.06.2009 № 117-ФЗ рассматриваемый перечень дополнен за счет доходов, которые получены:
    • в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций - сельхозпроизводителей при соблюдении ряда условий, в том числе по размеру получаемого работником дохода и объема реализации товаров (работ, услуг) организацией. Такое освобождение применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2009 г. по 1 января 2016 г.;
    • в натуральной форме в виде обеспечения питанием сотрудников, привлекаемых к сезонным полевым работам (п. 44 ст. 217 НК РФ). Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года;
    • в денежной или натуральной форме в виде оплаты лицам, не достигшим 18 лет, проезда до места обучения и обратно в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года;
    • в натуральной форме налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах услуг по обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам, содержанию налогоплательщиков в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус, в период указанного обучения, по профессиональной подготовке и переподготовке в указанных образовательных учреждениях, а также в виде оказанных в их интересах услуг по лечению и медицинскому обслуживанию и услуг санаторно-курортных организаций. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с начала 2004 г.

  3. Изменения, внесенные в статью 217 НК РФ Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ, заинтересуют автолюбителей, т. к. от налогообложения освобождены доходы, получаемые физическими лицами от реализации легковых автомобилей, при условии, что до снятия с регистрационного учета легковые автомобили были в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы на указанных физических лиц в течение трех и более лет (п. 17.1 статьи 217 НК РФ).

    Кроме того соответствующие изменения внесены в подпункт 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ, освобождающие налогоплательщиков от необходимости исчисления и уплаты НДФЛ в рассматриваемом случае. Таким образом, можно говорить, что продавцы легковых автомобилей будут освобождены от заявления имущественного вычета и предоставления налоговой декларации в связи с продажей имущества.

    В случае, если продажа транспортного средства имела место до достижения трехлетнего периода, то такой автолюбитель вправе заявить имущественный вычет, в порядке, предусмотренном статьей 220 НК РФ. При этом начиная с 1 января 2010 года размер вычета, предоставляемого при отсутствии документов, подтверждающих понесенные расходы, будет увеличен с 125 000 до 250 000 руб.

    Дополнительно рассматриваемым законом освобождены от налогообложения доходы, выплачиваемые бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 статьи 217 НК РФ).

  4. Изменения внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ направлены на обеспечение дополнительных гарантий наименее защищенным слоем населения. В частности, освобождены от налогообложения социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (п. 2 ст. 217 НК РФ).

    Ранее данная норма предусматривала лишь освобождение от обложения в части НДФЛ пенсий по государственному пенсионному обеспечению, т. е. пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальных пенсий, а также трудовых пенсий, т. е. пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

    Начиная с нового года в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" введено новое понятие "социальные доплаты к пенсии" (статья 12.1).

    Новая статья предусматривает, что общая сумма материального обеспечения пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Соответственно федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, но не более чем в целом по РФ.

    Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ по месту его жительства или по месту пребывания. Т. е. региональная социальная доплата будет иметь место в тех регионах, в которых прожиточный минимум пенсионера в субъекте выше, чем прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ.

    Кроме того, Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ уточнен абзац седьмой пункта 8, предусматривающий освобождение от налогообложения выплаты работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, в размере не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка только в отношении сумм, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения ребенка).

Дополнения в порядке предоставления социальных вычетов

Новшества в части предоставления социальных вычетов коснулись вычета на обучение и порядка его предоставления.

В части вычета на обучение Федеральным законом от 03.06.2009 № 120-ФЗ предусмотрено, что социальный налоговый вычет на обучение может предоставляться в отношении фактических расходов, понесенных налогоплательщиком в отношении брата (сестры) в возрасте до 24 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме. Стоит обратить внимание, что Семейный кодекс РФ различает полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, однако не упоминает о сводных братьях и сестрах. С учетом изложенного можно предположить, что вычет будет возможен в отношении сводных братьев и сестер в случае, если имела место процедура усыновления/удочерения одним из родителей в отношении пасынка/падчерицы. В данной связи было бы интересно узнать мнение Минфина России.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ определено, что вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ (расходы на добровольное пенсионное обеспечение) может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и при условии, что взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения и (или) добровольному пенсионному страхованию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды работодателем.

Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Особенности исчисления налога кредитными организациями

Изменениями, внесенными в статью 226 НК РФ, Федеральным законом от 19.07.2009 № 202-ФЗ уточнен порядок предоставления сведений в отношении налоговых агентов, являющихся кредитными организациями в части налога, подлежащего удержанию и уплате с доходов в виде материальной выгоды, в части экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами и материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Рассматриваемыми изменениями предусмотрено, что налоговые агенты, являющиеся кредитными организациями, при невозможности удержать исчисленную сумму налога с полученных клиентами кредитной организации доходов в виде материальной выгоды обязаны в течение одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором клиентами кредитных организаций получены указанные доходы, сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности. В случае, если клиент кредитной организации является одновременно и ее сотрудником, то кредитная организация будет обязана удержать и перечислить сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Подводя итог проведенному анализу изменений, внесенных в главу 23 НК РФ, можно говорить, что в целом законодателями предпринимаются усилия для создания более благоприятных условий налогообложения для физических лиц, однако данные улучшения носят "точечный" характер и коснуться далеко не всех налогоплательщиков.



Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.