Новые правила определения рыночных цен: разъяснения Минфина России
Письма Минфина России от 25.11.2011 № 03-01-07/5-12 и № 03-01-07/5-13, от 28.11.2011 № 03-01-07/5-14, от 19.12.11 № 03-01-07/5-15
Комментарий
С 1 января 2012 г. действуют новые правила определения рыночных цен для целей налогообложения. Они применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются с начала 2012 г., вне зависимости от даты заключения договора
Применение метода сопоставимой рентабельности
При использовании метода сопоставимой рентабельности применяются показатели операционной рентабельности, перечисленные в п. 3 ст. 105.12 НК РФ. Как отметил Минфин России, такой перечень не является исчерпывающим и использоваться может иной показатель операционной рентабельности. Для этого необходимо, чтобы такой показатель отражал взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения (пп. 5 п. 3 ст. 105.12 НК РФ).
При выборе конкретного показателя рентабельности, отметило финансовое ведомство, нужно учитывать полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности (п. 4 ст. 105.12 НК РФ).
Источники информации
При проведении налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами, ФНС России использует информацию для сопоставления условий сделок, перечисленную в п. 1 ст. 105.6 НК РФ. При отсутствии (недостаточности) такой информации, налоговый орган вправе использовать дополнительные источники информации (п. 2 ст. 105.6 НК РФ).
Минфин России пояснил, что в случае, когда договор на оказание услуг заключен с головным офисом, официальным источником подтверждения цены могут быть сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.
Применение затратного метода
При контроле цен затратным методом соответствие применяемой цены рыночной определяется путем сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках (п. 1 ст. 105.11 НК РФ).
На вопрос о том, правомерно ли при таком методе сопоставлять только наценку к стоимости услуг поставщика, Минфин России ответил отрицательно. Финансовое ведомство указало, что при затратном методе следует использовать фактическую себестоимость реализованных продавцом товаров (работ, услуг) (п.п. 4 и 5 ст. 105.11 НК РФ). При этом фактическая себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.
По мнению Минфина России, в случае, когда анализируемой сделкой является трансграничная сделка (т.е. сделка, в результате совершения которой возникают налоговые последствия в нескольких юрисдикциях), следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода:
- уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям (п. 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27 июня 1995 г. (нумерация пунктов Руководства ОЭСР соответствует нумерации пунктов Руководства ОЭСР в редакции 2010 г.);
- необходимо принимать во внимание различия в уровне и виде расходов: операционных и неоперационных, включая расходы по финансовой деятельности, - связанных с осуществляемыми функциями и принимаемыми рисками (п. 2.45. Руководства ОЭСР). Учет таких различий заключается в следующем:
- если расходы отражают функциональное различие (учитывая используемые активы и принятые риски), которое не было принято во внимание в применяемом методе, может потребоваться корректировка показателя надбавки продавца при применении затратного метода;
- если расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются от анализируемых методом функций продавца, может потребоваться дополнительная компенсация продавцу за выполняемые функции;
- если различия в расходах анализируемых сторон отражают лишь эффективность или неэффективность организаций, что характерно для общехозяйственных и управленческих затрат, в этом случае дополнительные корректировки валовой рентабельности не требуются.
Беспроцентный заем и поручительство
Минфин России заявил, что сделки по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица являются контролируемыми.
Финансовое ведомство отметило, что выдача беспроцентного займа или предоставление поручительства взаимозависимому лицу создают условия, не сопоставимые с условиями сделок между лицами, которые не являются взаимозависимыми. Поэтому лицо, выдавшее такой заем или поручительство, должно определить размер вознаграждения, которое оно могло бы получить, совершив аналогичную сделку с невзаимозависимым лицом, и учесть эти фактически не полученные суммы при налогообложении.
При этом ФНС России вправе проконтролировать соответствие указанных доходов рыночному уровню и при необходимости скорректировать налоговые обязательства по данной сделке. Отсутствие у лица, выдавшего беспроцентный заем или поручительство, дохода, по мнению Минфина России, не препятствует осуществлению налогового контроля.
Подача заявления на заключение соглашения о ценообразовании
Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с главным налоговым ведомством соглашение о ценообразовании в целях налогообложения (ст. 105.19 НК РФ). Такой документ позволяет налогоплательщикам и налоговым органам согласовать позиции относительно порядка определения цен, применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам, в том числе еще до их совершения. Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон. На это обратила внимание ФНС России в письме от 12.01.2012 № ОА-4-12/85@.
Для заключения соглашения налогоплательщик должен подать в ФНС России соответствующее заявление. Как пояснил Минфин России, данное заявление может быть подано в налоговую службу в течение всего 2012 года. При этом действие соглашения может быть распространено на период с 1 января 2012 г., если само соглашение такую возможность предусматривает.
Порядок определения доли участия
С целью выявления факта взаимозависимости организаций рассчитывается доля участия одной организации в другой (ст. 105.1 НК РФ). Доля участия определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации (ст. 105.2 НК РФ).
Долей прямого участия признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации. В случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации (п. 2 ст. 105.2 НК РФ).
Доля косвенного участия определяется в следующем порядке:
1) определяются все последовательности участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
Минфин России пояснил, что суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации.