01.11.2011

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. N 6341/11

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
     председательствующего   -  Председателя  Высшего  Арбитражного  Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
     членов  Президиума:  Амосова  С.М.,  Андреевой  Т.К.,  Бабкина А.И.,
Бациева  В.В.,  Витрянского  В.В.,  Завьяловой  Т.В.,  Иванниковой  Н.П.,
Першутова А.Г., Поповченко А.А., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
     рассмотрел  заявление  открытого акционерного общества "Объединенная
угольная компания "Южкузбассуголь" о пересмотре в порядке надзора решения
Арбитражного   суда   Кемеровской   области   от  01.10.2010  по  делу  N
А27-10910/2010,  постановления  Седьмого арбитражного апелляционного суда
от    10.12.2010   и   постановления   Федерального   арбитражного   суда
Западно-Сибирского округа от 04.04.2011 по тому же делу.
     В заседании приняли участие представители:
     от   заявителя   -  открытого  акционерного  общества  "Объединенная
угольная  компания "Южкузбассуголь" - Александер Т.В., Голобородова Е.Ю.,
Халилов Р.Р.;
     от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим
налогоплательщикам  N  2  по Кемеровской области - Иншина Ц.К., Пронякина
Е.Ю., Шмытов А.А.
     Заслушав  и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также объяснения
представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
     Открытое   акционерное   общество  "Объединенная  угольная  компания
"Южкузбассуголь"   (далее   -  общество)  обратилось  в  Арбитражный  суд
Кемеровской  области  с  заявлением  о признании недействительным решения
Межрайонной   инспекции   Федеральной   налоговой  службы  по  крупнейшим
налогоплательщикам  N  2  по  Кемеровской  области (далее - инспекция) от
30.09.2009  N 12, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в
части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 581 569 рублей
за  2008  год,  привлечения  к  ответственности  по  пункту  1 статьи 123
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде
штрафа  в  размере  116  313 рублей 80 копеек, начисления соответствующей
суммы пеней.
     Основанием  для  принятия  указанного  решения  в оспариваемой части
послужил   вывод  инспекции  о  неправомерном  исключении  обществом  как
налоговым агентом из налоговой базы, установленной для названного налога,
денежных  сумм,  выплаченных  в виде единовременного пособия в размере 20
процентов  среднемесячного  заработка за последний год работы работникам,
получившим   повреждение   здоровья   вследствие  несчастного  случая  на
производстве или профессионального заболевания.
     По  мнению инспекции, общество в нарушение положений пункта 3 статьи
217  Налогового  кодекса  ошибочно отнесло суммы единовременных пособий к
компенсационным выплатам, не облагаемым налогом на доходы физических лиц.
     Решением  Арбитражного  суда  Кемеровской  области  от  01.10.2010 в
удовлетворении требования общества отказано.
     Постановлением   Седьмого   арбитражного   апелляционного   суда  от
10.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
     Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением
от 04.04.2011 названные судебные акты оставил без изменения.
     Отказывая  в удовлетворении требования общества, суды трех инстанций
исходили  из  того,  что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового
кодекса  не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц только те
компенсационные выплаты и в тех размерах, которые установлены действующим
законодательством    Российской    Федерации,   законодательными   актами
субъектов, решениями представительных органов местного самоуправления.
     Поскольку   спорные   выплаты   в   данном  случае  регламентируются
Федеральным  отраслевым соглашением по угольной промышленности Российской
Федерации   на   2007-2009   годы   (далее  -  отраслевое  соглашение)  и
коллективным  договором,  не являющимися нормативно-правовыми актами, они
не  могут  быть  отнесены  к  компенсационным в силу статей 22, 164 и 184
Трудового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  Трудовой  кодекс) и
положений  Федерального  закона  от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном
регулировании  в  области  добычи  и  использования угля, об особенностях
социальной  защиты работников организаций угольной промышленности" и, как
следствие,  не подпадают под определенные пунктом 3 статьи 217 Налогового
кодекса требования и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
о   пересмотре   в  порядке  надзора  решения  суда  первой  инстанции  и
постановлений  судов  апелляционной  и  кассационной  инстанций  общество
просит  отменить  их  как  нарушающие нормы материального права и принять
новый судебный акт об удовлетворении требования.
     В  отзыве  на заявление инспекция просит оставить указанные судебные
акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
     Проверив  обоснованность  доводов, изложенных в заявлении, отзыве на
него  и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества и
инспекции,  Президиум  считает,  что  оспариваемые судебные акты подлежат
отмене, требование общества - удовлетворению по следующим основаниям.
     Применяя  положения  пункта  3 статьи 217 Налогового кодекса и делая
вывод  о  том, что выплачивавшиеся работникам компенсационные выплаты как
платежи,  установленные  отраслевым соглашением и коллективным договором,
не  подпадают  под круг выплат, освобождаемых от налогообложения, суды не
учли следующее.
     В  силу  положений  статей  2,  23,  27  Трудового  кодекса одним из
основных    принципов    правового    регулирования   трудовых   и   иных
непосредственно  связанных  с ними отношений является принцип социального
партнерства - принцип, направленный на обеспечение согласования интересов
работников  и работодателей и реализуемый в форме проведения коллективных
переговоров  и  заключения  коллективных  договоров  и  соглашений.  Этот
принцип   отражен   в   статье  5  Трудового  кодекса,  согласно  которой
регулирование  трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
осуществляется  наряду с указанными в данной норме нормативными правовыми
актами   также   коллективными   договорами,  соглашениями  и  локальными
нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
     В  силу  статьи  45  Трудового  кодекса  под  соглашением понимается
правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий
общие  принципы  регулирования  связанных с ними экономических отношений,
заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей
на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом)
и территориальном уровнях социального партнерства в пределах компетенции.
     Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения   в   организации   или  у  индивидуального  предпринимателя  и
заключаемый  работниками и работодателем в лице их представителей (статья
40  Трудового кодекса). При этом в статье 41 Трудового кодекса содержится
указание    на    то,    что    в    коллективном   договоре   с   учетом
финансово-экономического  положения  работодателя  могут  устанавливаться
льготы  и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные
по  сравнению  с  установленными  законами,  иными нормативными правовыми
актами, соглашениями.
     С учетом названных норм, определяющих принципы и источники правового
регулирования  трудовых  отношений,  единовременные  пособия, выплаченные
обществом   в   соответствии  с  отраслевым  соглашением  и  коллективным
договором   работникам,   получившим   повреждение   здоровья  вследствие
несчастного  случая  на  производстве  или профессионального заболевания,
являются  компенсационными  выплатами,  осуществляемыми  в соответствии с
действующим  законодательством  Российской  Федерации  и  не  подлежащими
налогообложению в силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса.
     При   таких  обстоятельствах  оспариваемые  судебные  акты  нарушают
единообразие  в  толковании и применении арбитражными судами норм права и
согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации подлежат отмене.
     Вступившие  в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам
со  схожими  фактическими  обстоятельствами,  принятые на основании нормы
права   в   истолковании,   расходящемся   с   содержащимся  в  настоящем
постановлении  толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5
части  3  статьи  311  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
Федерации, если для этого нет других препятствий.
     Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1
статьи  305 и статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации,  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
постановил:
     решение  Арбитражного суда Кемеровской области от 01.10.2010 по делу
N А27-10910/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда
от    10.12.2010   и   постановление   Федерального   арбитражного   суда
Западно-Сибирского округа от 04.04.2011 по тому же делу отменить.
     Заявление  открытого  акционерного  общества  "Объединенная угольная
компания  "Южкузбассуголь"  удовлетворить:  решение Межрайонной инспекции
Федеральной  налоговой  службы  по  крупнейшим  налогоплательщикам N 2 по
Кемеровской  области  от  30.09.2009  N 12 в части доначисления налога на
доходы  физических  лиц  в  сумме  581 569 рублей за 2008 год, начисления
соответствующей  суммы  пеней, привлечения к налоговой ответственности по
пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа
в размере 116 313 рублей 80 копеек признать недействительным.

Председательствующий                                              А.А. Иванов



Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.