Налогоплательщики на УСН не вправе применять соглашения об избежании двойного налогообложения
Письмо Минфина России от 06.10.2011 № 03-08-05
Комментарий
Налогоплательщик, применяющий УСН, может получать доходы от деятельности заграницей, подпадающие под налогообложение по законодательству соответствующего иностранного государства. В такой ситуации возникает вопрос о возможности возврата (зачета) уплаченного (удержанного) за рубежом налога при уплате единого налога при применении УСН.
В комментируемом письме речь идет о доходах российской организации от предоставления исключительных прав на интеллектуальную собственность на территории Республики Беларусь.
По мнению финансового ведомства, воспользоваться механизмом, направленным на устранение двойного налогообложения, российский правообладатель, применяющий УСН, не вправе. Свою позицию Минфин России обосновывает так.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения от 21.04.1995 (далее - Соглашение) действует в отношении налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налогов на имущество организаций и физических лиц. В силу ст. 2 Соглашения оно применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты его подписания в дополнение или вместо существующих налогов.
Упрощенная система налогообложения заменяет собой не только налог на прибыль и имущество, но также и устанавливает освобождение от уплаты НДС. Поэтому она не является аналогичной налогам, на которые распространяется Соглашение. Следовательно, суммы налога, удержанного в Республике Беларусь с доходов российской организации, зачету в РФ не подлежат.
Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал и ранее (письмо от 25.03.2009 № 03-08-05). Разделяют ее и в налоговом ведомстве (письма ФНС России от 04.05.2011 № КЕ-4-3/7257@, от 06.09.2010 № ШС-37-3/10644@).
Однако к решению данного вопроса возможен и другой подход. Так, в гл. 26.2 НК РФ нет положений, регулирующих устранение двойного налогообложения. Но по правилам ст. 7 НК РФ нормы международного законодательства имеют приоритет над национальными. Таким образом, российский правообладатель, применяющий УСН, должен руководствоваться положениями Соглашения.
Применение УСН предполагает замену уплаты иных налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, при этом по своей сути единый налог при УСН является налогом на доходы (ст. 346.11, п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Данная система введена в действие с 01.01.2003, то есть после подписания Соглашения. Поэтому позиция контролирующих органов о том, что единый налог при применении УСН не входит в перечень налогов, к которым применяется Соглашение, противоречит его положениям и нарушает права и интересы налогоплательщика.
Подобный вывод сделан, например, в Решении арбитражного суда г. Москвы от 17.11.2008 №А40-49975/08-127-187 (остановлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 № 09АП-18043/2008-АК, 09АП-18045/2008-АК). В данном случае спор касался возможности применения предпринимателем, применяющим УСН, соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 04.05.1996.
Рекомендации
Налогоплательщик, применяющий УСН и не желающий спорить с контролирующими органами, не вправе применять международные соглашения РФ об избежании двойного налогообложения и зачитывать налоги, уплаченные заграницей.
Следует учитывать, что подавляющее большинство действующих международных договоров РФ, направленных на устранение двойного налогообложения, приняты до введения в действие УСН и содержат схожие оговорки, в силу которых они распространяют свое действие на "аналогичные по существу налоги". Поэтому приведенные выше аргументы можно использовать при применении любого другого соглашения, в котором есть подобные положения.
Однако при выборе альтернативной позиции налогоплательщику следует быть готовым отстаивать ее в суде.