25.05.2011

Постановление РФ от 25 мая 2010 г. N17099/09

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
     председательствующего   -  Председателя  Высшего  Арбитражного  Суда
Российской Федерации Иванова А.А.;
     членов  Президиума:  Амосова С.М., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В.,
Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Сарбаша С.В.,
Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
     рассмотрел  заявление  Управления  Федеральной  налоговой  службы по
Республике  Саха  (Якутия)  о  пересмотре в порядке надзора постановления
Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2009 и постановления
Федерального  арбитражного  суда Восточно-Сибирского округа от 15.09.2009
по делу N А58-3515/2008 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
     В  заседании  приняли  участие  представители заявителя - Управления
Федеральной  налоговой  службы  по Республике Саха (Якутия) - Овчар О.В.,
Пищулина Е.В., Уткина В.М.
     Заслушав  и обсудив доклад судьи Никифорова С.Б., а также объяснения
присутствующих  в  заседании  представителей  участвующего  в  деле лица,
Президиум установил следующее.
     Открытое акционерное общество Старательская артель "Золото Ыныкчана"
(далее  - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
с  заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной
налоговой  службы  по  Республике  Саха  (Якутия) (далее - управление) от
07.05.2008   N  11-31/5  о  привлечении  общества  к  ответственности  за
совершение налогового правонарушения.
     Решением  Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.12.2008 в
удовлетворении заявленного требования отказано.
     Постановлением   Четвертого   арбитражного  апелляционного  суда  от
11.06.2009  решение  суда  первой инстанции отменено, требование общества
удовлетворено.
     Федеральный     арбитражный     суд    Восточно-Сибирского    округа
постановлением  от  15.09.2009 постановление суда апелляционной инстанции
оставил без изменения.
     В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
о  пересмотре  в  порядке  надзора  постановлений  судов  апелляционной и
кассационной   инстанций  управление  просит  их  отменить,  ссылаясь  на
нарушение судами норм права.
     Управление   полагает,  что  этими  судами  допущено  расширительное
толкование  правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного
Суда  Российской  Федерации  от  17.03.2009  N  5-П  "По  делу о проверке
конституционности  положения,  содержащегося  в абзацах четвертом и пятом
пункта  10  статьи  89 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с
жалобой   общества   с  ограниченной  ответственностью  "Варм"  (далее  -
постановление  Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N
5-П).
     По мнению управления, суды апелляционной и кассационной инстанций не
учли,  что  решение  управления  от 07.05.2008 N 11-31/5 не направлено на
преодоление  судебного  акта  по  делу  N А58-5393/2007 Арбитражного суда
Республики Саха (Якутия), принятого по спору между обществом и Инспекцией
Федеральной  налоговой  службы  по  Усть-Майскому  улусу  Республики Саха
(Якутия)  (далее  - инспекция), которым признано недействительным решение
инспекции от 18.07.2007 N 9.
     Управление  также  ссылается на то, что Арбитражным судом Республики
Саха  (Якутия)  по  делу  N  А58-5393/2007 не устанавливались фактические
обстоятельства,  поскольку  заявленное обществом требование было признано
инспекцией  в  порядке  статьи  49  Арбитражного  процессуального кодекса
Российской Федерации.
     В  отзыве  на  заявление  общество просит оспариваемые судебные акты
оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
     Проверив  обоснованность  доводов, изложенных в заявлении, отзыве на
него   и   выступлениях   присутствующих   в   заседании   представителей
участвующего  в  деле  лица,  Президиум  считает, что постановления судов
апелляционной  и кассационной инстанций подлежат оставлению без изменения
по следующим основаниям.
     Как  следует  из  материалов  дела,  инспекцией  проведена  выездная
налоговая   проверка   общества   по   вопросам   соблюдения   налогового
законодательства  за 2003, 2004, 2005 годы и девять месяцев 2006 года, по
итогам   которой   принято  решение  от  18.07.2007  N  9  о  привлечении
налогоплательщика  к  налоговой  ответственности за совершение налогового
правонарушения.
     Названное  решение  инспекции  было  отменено решением управления от
20.09.2007   N  19-20/18/10807  в  связи  с  отсутствием  документального
подтверждения   содержащихся   в   нем   выводов,   поскольку   первичная
документация была уничтожена в результате пожара в здании инспекции.
     Одновременно  решение инспекции от 18.07.2007 N 9 оспорено обществом
в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).
     В   порядке,   предусмотренном   частью  3  статьи  49  Арбитражного
процессуального  кодекса  Российской  Федерации,  инспекция  признала иск
общества.
     Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) принял признание инспекцией
иска,  на  этом  основании решением от 13.11.2007 по делу N А58-5393/2007
заявление  общества  удовлетворил,  решение  инспекции  от 18.07.2007 N 9
признал недействительным.
     Оспариваемое  по  настоящему делу решение управления от 07.05.2008 N
11-31/5  принято  по  результатам  повторной  выездной налоговой проверки
общества, проведенной этим вышестоящим налоговым органом. Данным решением
общество привлечено к налоговой ответственности, ему доначислены налоги и
начислены пени.
     Не  согласившись  с  решением  управления  от  07.05.2008 N 11-31/5,
общество  обратилось  в  арбитражный  суд  с  заявлением  о признании его
недействительным.
     Отказывая в удовлетворении требования общества, суд первой инстанции
исходил  из  того,  что  в  ходе  повторной  выездной  налоговой проверки
управлением   выявлены   и  документально  подтверждены  факты  нарушения
обществом  налогового  законодательства,  и  не  усмотрел  оснований  для
признания недействительным решения управления от 07.05.2008 N 11-31/5.
     Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и
удовлетворяя    требование    общества,    сослался    на   постановление
Конституционного  Суда  Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-П, которым
признано  не соответствующим статьям 46 (часть 1), 57 и 118 (части 1 и 2)
Конституции   Российской  Федерации  положение,  содержащееся  в  абзацах
четвертом  и  пятом  пункта  10  статьи  89 Налогового кодекса Российской
Федерации,   согласно  которому  повторная  выездная  налоговая  проверка
налогоплательщика  может  проводиться  вышестоящим  налоговым  органом  в
порядке   контроля   за  деятельностью  налогового  органа,  проводившего
первоначальную  выездную  налоговую  проверку, в той мере, в какой данное
положение  по  смыслу,  придаваемому  ему сложившейся правоприменительной
практикой,  не  исключает  возможности  вынесения  вышестоящим  налоговым
органом  при  проведении  повторной  выездной налоговой проверки решения,
которое   влечет   изменение   прав   и  обязанностей  налогоплательщика,
определенных   не   пересмотренным   и   не  отмененным  в  установленном
процессуальным  законом порядке судебным актом, принятым по спору того же
налогоплательщика  и  налогового  органа,  осуществлявшего первоначальную
выездную  налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее
установленными  судом  фактическими  обстоятельствами и имеющимися в деле
доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.
     Суд   апелляционной   инстанции  счел,  что  решение  управления  от
07.05.2008  N  11-31/5 противоречит судебному акту, вынесенному по делу N
А58-5393/2007  Арбитражного  суда  Республики  Саха (Якутия), указав, что
признание  инспекцией иска по названному делу означает согласие инспекции
с   установлением   фактических   обстоятельств  и  определением  прав  и
обязанностей,  перечисленных обществом в исковом заявлении по упомянутому
делу.
     Суд  также  сделал  вывод  о  невозможности в данном конкретном деле
исключить  дезавуирование  решением  управления  от  07.05.2008 N 11-31/5
судебного акта, вынесенного в отношении решения инспекции от 18.07.2007 N
9   по   итогам  первоначальной  выездной  налоговой  проверки  общества,
поскольку  в  связи  с  уничтожением  подтверждающих  документов  решение
инспекции  от  18.07.2007  N  9  не  может  быть обосновано со ссылкой на
соответствующие обстоятельства и доказательства.
     Судом  кассационной  инстанции  указанные  выводы суда апелляционной
инстанции поддержаны.
     Между тем эти выводы ошибочны.
     Суды  апелляционной  и кассационной инстанций исходили из того, что,
поскольку  по  делу  N  А58-5393/07  Арбитражного  суда  Республики  Саха
(Якутия)  инспекция признала иск общества и судом признание иска принято,
то  фактические  обстоятельства  спора  считаются установленными судебным
актом по этому делу.
     Такой  вывод  не  следует  из положений Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
     Согласно  части  5  статьи  49  Арбитражного процессуального кодекса
Российской   Федерации,  если  арбитражный  суд  не  принимает  признания
ответчиком иска, то в этих случаях суд рассматривает дело по существу.
     В   статье   170  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
Федерации,    определяющей    содержание   решения   арбитражного   суда,
установлено,  что  в  случае  признания  иска ответчиком в мотивировочной
части  решения  может  быть указано только на признание иска ответчиком и
принятие его судом (часть 4 названной статьи).
     Учитывая  приведенные  положения  закона,  в  случае  признания иска
ответчиком  в судебном акте не указываются материально-правовые основания
удовлетворения  исковых  требований, поскольку дело не рассматривается по
существу.  Суд  не устанавливает фактических обстоятельств (кроме имеющих
отношение к обстоятельствам правомерности признания иска, предусмотренным
частью  5  статьи  49  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
Федерации),  не  исследует  соответствующих  доказательств,  не  приводит
других данных, которые содержатся в мотивировочной части решения согласно
части  4  статьи  170  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской
Федерации, если дело рассматривается по существу.
     Арбитражный  суд  Республики Саха (Якутия) решением от 13.11.2007 по
делу  N  А58-5393/2007  принял  признание  иска инспекцией и удовлетворил
заявление  общества  только  на  основании  этого обстоятельства, о чем в
соответствии    с   положениями   части   4   статьи   170   Арбитражного
процессуального  кодекса  Российской  Федерации  указал  в мотивировочной
части решения.
     Следовательно,  выводы,  содержащиеся  в  оспариваемом по настоящему
делу  решении  управления  от  07.05.2008 N 11-31/5, с указанным судебным
актом в противоречие не вступают.
     Таким образом, названное решение управления, принятое по результатам
повторной  выездной  налоговой  проверки,  не  является  принятым вопреки
действующему  судебному  акту в свете позиции, изложенной в постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-П.
     Вместе с тем в соответствии с положениями, содержащимися в пункте 10
статьи  89  Налогового  кодекса  Российской Федерации, повторная проверка
налогоплательщика  может  проводиться  вышестоящим  налоговым  органом  в
порядке   контроля   за  деятельностью  налогового  органа,  проводившего
проверку,   и,  соответственно,  имеет  целью  обеспечение  законности  и
обоснованности принимаемых им решений.
     В рассматриваемом деле решение инспекции от 18.07.2007 N 9, принятое
по  результатам  первоначальной  выездной  налоговой  проверки,  отменено
управлением в порядке административного контроля решением от 20.09.2007 N
19-20/18/10807 ввиду его необоснованности.
     В  данном  случае повторная проверка, хотя и оформлена управлением в
порядке  пункта  10  статьи  89  Налогового кодекса Российской Федерации,
фактически таковой не являлась, поскольку ее целью контроль не был.
     Поскольку  ошибочное  применение судами апелляционной и кассационной
инстанций  правовой  позиции, выраженной в постановлении Конституционного
Суда  Российской  Федерации  от  17.03.2009  N  5-П,  не влечет признания
оспариваемых  судебных  актов  незаконными, заявление управления подлежит
отклонению,  а постановления судов апелляционной и кассационной инстанций
- оставлению без изменения.
     Содержащееся    в   настоящем   постановлении   Президиума   Высшего
Арбитражного  Суда Российской Федерации толкование правовых норм является
общеобязательным  и  подлежит  применению  при  рассмотрении арбитражными
судами аналогичных дел.
     Учитывая  изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1
статьи  305,  статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации,  Президиум  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации
постановил:
     постановление   Четвертого   арбитражного   апелляционного  суда  от
11.06.2009     и    постановление    Федерального    арбитражного    суда
Восточно-Сибирского   округа   от  15.09.2009  по  делу  N  А58-3515/2008
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения.
     Заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха
(Якутия) оставить без удовлетворения.

Председательствующий                                        А.А. Иванов




Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.