30.05.2011

Требование о представлении отдельного листа с перечнем изменяемых сведений при перерегистрации учредительных документов соответствует законодательств

К такому выводу пришел ВАС РФ в Решении от 29.04.2011 №1765/11, рассматривая обращение организации о признании положения пункта 3.7 Методических разъяснений, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@, в части представления ряда сведений на отдельном листе не соответствующим законодательству.

Организация обратилась в ВАС РФ с заявлением о признании пункта 3.7 Методических разъяснений, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@, в части представления ряда сведений на отдельном листе (далее – отдельный лист) не соответствующим законодательству.

Свою позицию она аргументировала так:

- в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ при внесении изменений в учредительные документы юрлица представляются заявление о внесении изменений установленной формы, решение о внесении изменений, сами изменения, квитанция об уплате госпошлины;

- форма заявления о внесении изменений утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 №439 и не содержит упоминания иных документов;

- таким образом, ни Федеральный закон №129-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 №439 не предусматривают отдельного листа для представления перечня изменений, значит, п. 3.7 Методических разъяснений неправомерен.

Однако ВАС РФ не согласился с мнением организации по следующим основаниям:

- согласно п.1 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ требования к оформлению документов определяет Правительство РФ;

- в случаях, установленных постановлениями Правительства РФ, ФНС России может осуществлять правовое регулирование отдельных вопросов (пп. "в" ч. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314). И в силу п. 4 Постановления Правительства № 439 (в ред. от 16.10.2003) такое право у ФНС России на дату издания Приказа от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@ было;

- согласно п. 3.7 Приказа ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@, прошедшего регистрацию в Минюсте России, при изменении иных (кроме предусмотренных п.п. 2.1-2.6 заявления) положений в форме №Р13001отмечается пункт 2.7 (знаком V) и формируется отдельный лист. Однако этот лист является не самостоятельным документом, а лишь составной частью заявления по форме №Р13001.

Следует отметить, что споры о необходимости представления отдельного листа ведутся давно. При его отсутствии налоговые органы отказывают в регистрации изменений (утв. Приказом ФНС России от 01.11.2004 №САЭ-3-09/16@). Некоторые суды признают такой отказ правомерным (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 20.12.2010 №КГ-А40/15302-10).

В то же время другие суды считают такой подход неправомерным (см. Определение ВАС РФ от 26.02.2009 №1693/09, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2009 №А33-12842/07-Ф02-475/09, Постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2009 №Ф09-10127/09-С4).

Однако после выхода комментируемого решения арбитражная практика, скорее всего, изменится.

Рекомендации

При подаче заявления на регистрацию изменений в учредительных документах целесообразно представлять в составе документов отдельный лист с иными сведениями (например, изменение состава участников хозяйственного общества).

Если организация не представит отдельный лист, налоговый орган, скорее всего, откажет в регистрации изменений. Перспектива решить дело в свою пользу в суде представляется весьма туманной.



Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.