14.05.2012

Включаются ли в налоговую базу по НДС покупателя суммы полученных им премий, бонусов, вознаграждений (не меняющих цену товаров, работ, услуг)?

Почему возник вопрос

Продавцы товаров могут выплачивать своим покупателям (организациям розничной торговли, оптовым покупателям) различные премии, бонусы и вознаграждения в денежной форме.

Подпункт 2 п. 1 ст. 162 НК РФ обязывает налогоплательщиков увеличивать налоговую базу на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Перечень таких сумм приведен в ст. 162 НК РФ. Суммы премий, бонусов, вознаграждений в нем не поименованы. В связи с чем возникает вопрос о включении данных сумм в налоговую базу покупателя по НДС.

Рекомендации

Налогоплательщик-покупатель должен включать в налоговую базу по НДС только те премии, бонусы, вознаграждения, которые связаны с оказанием продавцу определенных услуг и являются их оплатой. Такое мнение разделяют контролирующие органы и суды.

Обосновывается это следующим.

НДС облагается реализация товаров (работ, услуг). Суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), должны увеличивать налоговую базу по НДС по пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Если вознаграждение (бонус, премия) получено покупателем за оказанные им услуги, то оно должно включаться в налоговую базу по НДС. К таким вознаграждениям (бонусам, премиям) относятся суммы, полученные за действия по продвижению товара продавца на рынке и его рекламу:

  • привлечение внимания покупателей к товару продавца (промоакции, размещение товара в оговоренных местах, выделение постоянного или дополнительного места в магазине);
  • обеспечение наличия товаров продавца в магазинах покупателя и другие аналогичные услуги.

Однако получение премии может быть не связано с оказанием покупателем услуг продавцу товаров. Это, в частности, касается следующих вознаграждений:

  • за определенный объем закупок;
  • за факт заключения с продавцом договора поставки;
  • за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
  • за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и др.

В таких случаях покупатель не оказывает услуги, а полученная им премия не является выручкой от реализации. Кроме того, данные суммы не связаны с оплатой поставленных продавцом товаров. В связи с чем такие суммы не включается в налоговую базу покупателя.
(См. письма Минфина России от 17.05.2012 № 03-07-14/52, от 13.12.2010 № 03-07-07/78, от 25.10.2007 № 03-07-11/524, от 26.07.2007 № 03-07-15/112, от 01.04.2010 № 3-0-06/63, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 № А33-20390/2009, ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2010 № А26-8794/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2009 № А27-8497/2009, ФАС Уральского округа от 10.06.2009 № Ф09-3797/09-С2).

Следует учитывать, что вознаграждения (премии, бонусы) квалифицируются как оплата услуг исходя из условий договора.



Поиск по сайту
Rambler's Top100

© Компания "Надежность Учет Эффективность"  2008 - 2015 г.